Влияние санкций 2022 на грузоперевозки

Тип статьи:
Авторская

На грузоперевозки санкции повлияли отрицательно. Операторы ищут маршруты, позволяющие при доставке избежать начисления штрафов. Морские перевозчики меняют экипажи, авиаперевозки сократились, грузы доставляют в основном автомобильным транспортом. На данный момент он пропускается через границы, самолеты летают лишь в страны, которые не закрыли небо. Экономисты прогнозируют, что в 2022 году стоимость автомобильных перевозок может увеличиться на 50%. Высока вероятность значительного снижения объемов транзита.

Погрузка контейнера на Фуру

Автомобильные перевозки

Система логистики по экспорту и импорту на данный момент выглядит не слишком привлекательно. М. Бобришев (менеджер Uni International) рассказал, что меняются маршруты, товар выгружается в соседних странах, заказы отменяются, новые не поступают. Яркий пример — Maersk из Дании, которая отказалась доставлять грузы автотранспортом не только в Россию, но и в Украину. Такое же решение принято швейцарской MSC. Исключения составляют гуманитарные грузы, медицинское оборудование, продукты питания.

Владельцы крупных логистических компаний рассказали о ситуации на границах с Латвией, Литвой, Белоруссией. Серьезных ограничений на самом деле нет, проблемы создает выезд через Литву и Белоруссию. Фуры пропускают медленно, создались многокилометровые очереди. У российских перевозчиков не хватает автомобилей, так как водители бояться (имеются случаи порчи автомобилей).

Грузовик под санкциями

Европейские перевозчики требуют предоплату из-за отключения SWIFT или отказываются принимать заказы на вывоз из-за попадания конкретных товаров под двойную санкцию. На практике предприятия отказывают в отгрузке. Это относится в основном к технологическому оборудованию, комплектующим к нему. Для вывоза требуется специальное разрешение конкретной страны на импорт.

Российские дальнобойщики давно привыкли к очередям. Самые длинные на въездах в Эстонию и Латвию (Гребнево, Терехово). Затруднения с выездом в Россию главным образом в Эстонии. Основная причина не ограничения, а медленная работа пограничников и таможенников.

Причиной задержек стали так же некоторые дополнительные запреты. Например, в Литву запретили поставлять стройматериалы из России и Белоруссии. До 28.02 причина была техническая, связанная с ковид. Новые санкции заставят литовских подрядчиков искать более дорогие материалы.

Литва и Польша работают в порядке, определенном в 2020 году, но норма оформления фур снижена. На границе с Латвией задержек гораздо меньше. Через Белоруссию движение прекратилось в конце февраля. Пропускаются только граждане страны, которые приезжают из Украины.

Фуры на погрузке

Крупные российские перевозчики прогнозируют снижение количества перевозок на 70%, хотя интернет-торговцы заменили авиа перевозки автомобильными. Так же поступила Почта России, но сроки доставки увеличились. Крупные интернет площадки уже отказались от поставок из Европы перевозчиками, стали использовать арендованный транспорт. Многие дальнобойщики, которые остались в Европе, отзываются домой.
Самая оптимистична ситуация в Калининграде, в этом направлении действует отдельное соглашение. На данный момент в ЕС оно не пересмотрено.

Ситуация в целом неблагоприятная. Многие собственники еврофур просто боятся, поэтому уменьшают количество рейсов. Уже сократились поставки фруктов и овощей через Европу, на очереди алкоголь и рыба. Положительными тенденциями для перевозчиков можно считать повышение тарифов и предоплату. Крупные компании заказы все же принимают, меняют маршруты в соответствии с изменениями ситуации. В китайском направлении никаких изменений нет.

Авиа, морские и ж/д перевозки

26 февраля запрет на полеты из РФ ввели Великобритания, Чехия, Болгария, Польша, затем Канада и остальные страны ЕС. Самолеты Аэрофлота, которые уже вылетели, пришлось разворачивать. На данный момент на неопределенный период закрыта вся западная часть воздушного пространства. Самолеты Flexport (США) стали летать над Ближним Востоком. Требуется прекращение договоров аренды самолетов, заключенных с компаниями из ЕС. Шесть уже прислали уведомления.

Доставлять грузы по морю отказались Maersk (Дания), MSC (Швейцария), CMA CGM (Франция). 3 марта закрыли порты Канады и Великобритании, холдинг HHLA из Германии (порт Гамбурга). Многие иностранные суда отказались заходить в российские порты, так как капитаны посчитали их опасными. Контейнеры переправляются через Грецию, Израиль, Турцию. Доступен Северный путь и порты Грузии. Дальневосточные порты работают, на востоке сбои с поставками из Японии и Южной Кореи.

Flexport Inc. С (США) отклоняет заказы на ж/д перевозки по маршрутам, проложенным через РФ. Проблема решается поездами, соединяющими Россию с Китаем.

Ложки меда в бочке дегтя

Проблем на самом деле много. Импортеры не могут дождаться товаров, экспортеры прекратили отгрузку. Грузы застревают даже в Азовском и Черном морях, возникли проблемы с поставкой рыбы, фруктов, овощей, пальмового масла, алкоголя. Проблема усугубляется тем, что из Юго-Востока Азии и Африки товары поставляют компании из ЕС. Некоторые аналитики считают, что многие поставщики просто откажутся от контрактов, одновременно с сокращением импорта сократиться экспорт углеводородов.

У логистов другое мнение, они считают, что все должно наладиться. Транспортные ограничения на самом деле не такие строгие, как финансовые. Если российский импортер хочет купить, экспортер продать, они найдут способы это сделать. Например, Великобритания после закрытия портов для российских судов объявила, что по прежнему открыта для грузов. Европа отказалась от сотрудничества с РФ, а США нет, все обязательства выполняются. Нет информации так же о закрытии американских портов.

Через Китай возможны как морские, так ж/д перевозки. Раньше Китай страдал из-за конкуренции с США и ЕС. На данный момент он готов взять все, но цены повысятся.

1106
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!